Автомобиль во время заправки на мультизаправочном комплексе. Архивное фото
МОСКВА, 2 сен – РИА Новости. Сокращение издержек нефтяников, в том числе снижение тарифных ставок РЖД, привело бы к стабилизации топливных цен, заявил РИА Новости гендиректор маркетплейса нефтепродуктов “Опен Ойл Маркет” (резидента “Сколково”) Сергей Терешкин.
Рост цен на топливо в рознице продолжает замедляться. Согласно данным Росстата, на неделе с 20 по 26 августа цены на бензин выросли на 0,2%, а на дизельное топливо – на 0,1%. Это ниже уровня месячной давности: в период с 16 по 22 июля стоимость бензина и дизтоплива на АЗС выросла на 0,6% и 0,3% соответственно. Минэнерго прокомментировало РИА Новости, что цены формируются под комплексным влиянием факторов, начиная от сезона и заканчивая конъюнктурой рынка, при этом в преддверии осеннего сезона сформированы достаточные запасы топлива.
Однако, по мнению Терешкина, “очагом кризиса” все еще остается сегмент высокооктанового бензина. Так, прирост цен на марку Аи-98 в период с 20 по 26 августа достиг 0,9%. “Сказывается ущерб инфраструктуре НПЗ и связанное с ним сокращение производства бензина. Свою роль играют и потери нефтяников от простоев НПЗ, в том числе из-за санкций на поставку оборудования для нефтепереработки: по итогам первой половины года баланс прибылей и убытков российских НПЗ сократился на 21,3% (год к году), до 1,44 триллиона рублей”, – объяснил эксперт.
Это подталкивает нефтяников к повышению оптовых цен, что затем отражается в рознице. “Поэтому шаги по поддержке нефтяников нужно дополнить мерами, которые бы снижали издержки при производстве и сбыте нефтепродуктов. Сюда, в частности, относится снижение ставок РЖД, которые пока что существенно выше для нефтяников, чем для грузоотправителей угля”, – добавил Терешкин.
Например, в 2022 году доходная ставка РЖД – показатель, отражающий выручку компании при перевозке различных грузов – составлял для перевозок угля 281 копейку за 10 тонно-километров, а для перевозок нефти и нефтепродуктов – 948 копеек за 10 тонно-километров. Снижение тарифов, как считает эксперт, “частично снимет давление на топливные цены”.
В качестве еще одной меры, способной поддержать нефтяников, собеседник агентства предлагает частичное сокращение акцизов. “Согласно действующим нормам, 74,9% поступлений по акцизам на бензин и дизельное топливо направляются в региональные бюджеты, а 25,1% – в федеральный. Отказ от “федеральной” части акцизов может сэкономит нефтяникам около 250 миллиардов рублей в год”, – заключил он.