ЕАЭС стоит на пороге новых правил торговли энергоресурсами
АЛМАТЫ, 17 сен — Sputnik. Страны Евразийского экономического союза готовятся к созданию общего энергетического рынка, но запуск перенесли с 2025 на 2027 год.
Эксперты отмечают, что ЕАЭС стоит на пороге значительных изменений в правилах торговли энергоресурсами и процесс может столкнуться с множеством трудностей.
Рассказываем, что представляет собой общий энергетический рынок ЕАЭС, какую роль он сыграет в будущем, а также мы узнали мнения экспертов о предстоящих изменениях.
Что такое общий энергетический рынок ЕАЭС
Общий электроэнергетический рынок ЕАЭС – это система, в которой участники оптовых рынков электроэнергии из стран Союза взаимодействуют на основе единой сети энергосистем. В рамках общего рынка страны могут свободно покупать и продавать электроэнергию, нефть и газ друг у друга. Все сделки регулируются общими правилами и договорами. Идея такого рынка заключается в том, чтобы упорядочить взаимные поставки, устранить внутренние барьеры, улучшить обмен электроэнергией и повысить эффективность использования ресурсов в странах ЕАЭС.
Работа по формированию общего энергорынка основывается на:
Также предусмотрено принятие целого ряда документов, регулирующих формирование и функционирование общего электроэнергетического рынка Союза.
Согласно первоначальному плану, общий рынок электроэнергии ЕАЭС должен был создаваться в три этапа:1.2015–2016 годы – разработка и утверждение программы;2.2016–2018 годы – выполнение мероприятий программы;3.2018–2019 годы – заключение и вступление в силу международного договора о формировании общего электроэнергетического рынка Союза.
В июне 2024 года стало известно, что запуск общего энергетического рынка ЕАЭС перенесли с 2025 на 2027 год.
Отметим, сейчас государства-члены торгуют нефтью по межправительственным соглашениям, так называемым двусторонним, которыми предусмотрен запрет реэкспорта.
Ожидаемый эффект
Эксперты ЕЭК отмечают, что формирование общего энергорынка позволит странам ЕАЭС более эффективно использовать свои энергетические ресурсы, а также обеспечить энергетическую безопасность региона. Основные эффекты от запуска общих рынков будет выражаться:
Генеральный директор “Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора” России Тамара Сафонова считает, такой рынок позволит устранить дефицит нефтяного сырья для переработки, что крайне важно для стран Союза.”Общий рынок нефти и нефтепродуктов ЕАЭС даст возможность исключить дефицит нефтяного сырья для переработки, обеспечить в полном объеме спрос стран ЕАЭС в моторном топливе и других нефтепродуктах”, – рассказала Сафонова в беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан.
Она напоминает, что ранее был разработан индикативный (прогнозный) баланс нефтяного сырья для ЕАЭС, который предусматривал, что в 2024 году емкость рынка достигнет 682,8 млн тонн. Этот показатель включает как добычу, так и импорт нефти. Однако есть факторы, которые могут скорректировать эти цифры.
“Однако с учетом взятых ограничительных обязательств в рамках ОПЕК+ совокупная добыча нефти России, Казахстана и Беларуси может составить от 600 до 610 млн тонн в зависимости от сценария”, – говорит эксперт.
Сафонова отмечает тот факт, что в рамках индикативных балансов из России предусмотрены беспошлинные поставки широкого спектра нефтепродуктов. В этот перечень входят бензин, дизельное топливо, авиакеросин, мазут, битум, кокс, сжиженные углеводородные газы (СУГ), парафин и гудрон. По ее словам, основной эффект прежде всего отразится на экономике стран, которые не располагают нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими мощностями, способными закрыть потребности страны, среди которых Армения, Кыргызстан, Беларусь.
“При формировании общего электроэнергетического рынка ЕАЭС предполагается отсутствие регулирования государствами оптовых цен. Общий электроэнергетический рынок ЕАЭС может стать гарантом стабильного энергообеспечения и позволит поддерживать развитие энергоемких производств в границах союза”, – полагает она.
Эксперт о новой эре ЕАЭС
Казахстанский экономист и энергетик Петр Своик считает, что для понимания текущей ситуации с Евразийским экономическим союзом нужно вернуться в годы после мирового кризиса 2007-2008 годов, к созданию Таможенного союза (ТС), а потом Евразийского экономического союза. По его мнению, эти объединения, хоть и называются экономическими, на самом деле мало что нового добавили в экономику.”Таможенный союз лишь отменил таможенные границы между потоками товаров и услуг, а Евразийский экономический союз создал органы управления для введения общих правил в рамках этих потоков”, – объясняет он.
То есть все, что существовало до создания этих союзов, просто зафиксировали и формализовали.
Своик также подчеркивает, что к моменту создания ТС и ЕАЭС экономические отношения между странами-участницами Союза оказались гораздо меньше, чем с третьими странами.
“Единственное исключение – это Беларусь, которая имеет больше торговых отношений с Россией, чем с другими странами. У Казахстана же торговля с Россией составляет лишь треть от общего объема экономических отношений, а с другими соседями – еще меньше. У всех так”, – отмечает эксперт.
По мнению Своика, вместо отмененных таможен страны стали вводить технические барьеры, а основная деятельность ЕАЭС свелась к устранению этих барьеров.
Принципиально новый экономический этап Своик видит в создании общего рынка из трех важнейших совместных рынков – энергоресурсов (рынок нефти и газа), топлива (рынок продуктов переработки нефти и газа) и электроэнергии.
“Геополитическое значение этого шага будет огромным, возможно, даже большим, чем при создании самого ЕАЭС”, – считает он.
Энергорынок имеет жизненно важное значение для всех стран-участниц.
“Эти рынки не просто важны, они имеют громаднейшую внешнеэкономическую и внешнеполитическую составляющую. Это действительно другой уровень экономики”, – говорит Петр Своик.
Несмотря на участие частного бизнеса, энергорынок остается в значительной степени “огосударствленным”, подчеркивает эксперт. Регулирование тарифов, квоты и контроль над диспетчеризацией в электроэнергетике – неотъемлемая государственная функция. Он добавляет, что инвестирование в эти отрасли также является важной государственной задачей. Поэтому создание таких общесоюзных рынков значительно усложняет и одновременно поднимает на новый уровень не только экономическую, но и политическую интеграцию стран ЕАЭС.”Представьте, что у нас общий рынок электроэнергии. Это требует строгой координации диспетчеризации, где субординация важна не меньше, чем в армии, должна быть строгая иерархия”, – объясняет Своик.
Эксперт отмечает, что сегодня энергетические рынки стран ЕАЭС функционируют отдельно, у каждого своя политическая суверенность и взаимодействие между разными рынками сведено к минимуму.
“Но с общим рынком неизбежно возникнет некая субординация – в диспетчерском смысле, в торговле электроэнергией и в смысле организации расчетов. Это не просто новые рынки, это действительно объективное возникновение союзной экономики“, – подчеркивает Своик.
Создание таких общих рынков, как он поясняет, объединяет экономики стран в важных государственных функциях – налоговой, инвестиционной и тарифной сферах.
“Это будут общие рынки, и кто-то будет диктовать эти правила. Возможно, более сильный игрок будет диктовать свои правила, а всем остальным придется их принимать. Поэтому для участников вопрос о том, где наш суверенитет, где его пределы и что мы готовы или не готовы делегировать – будет объективно сложный”, – говорит Своик.
Он напоминает, что идея создания общего энергорынка стран ЕАЭС была принята главами государств еще до пандемии и до конфликта между Россией и Украиной. Тогда запуск предполагался к 2025 году, теперь назвали новый срок. Эксперт считает, что даже после провозглашения новых рынков в 2027 году процесс их создания и развития затянется на долгие годы.
Также Своик напоминает, как Россия уже требовала от западных покупателей расплачиваться за газ в рублях. Поэтому на общем рынке стран ЕАЭС неизбежно встанет вопрос о расчетах в местных валютах.“Это уже не российская или казахстанская нефть и газ будут продаваться на бирже за границей, а покупатели будут приходить на это пространство и рассчитываться на местных биржах через местные банки. Будет ли это отдельно рубль и тенге или одна общая валюта – это тоже вопрос не на один год”, – объясняет он.
В заключение он добавляет, что создание этих рынков станет отправной точкой для новой экономической эры.
“Это не просто экономическая интеграция, это открытие новой эры”, – заключает эксперт.
“Подводные камни” на пути интеграции
Эксперт фонда национальной энергетической безопасности и финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович считает, что на пути интеграции в рамках ЕАЭС есть свои “подводные камни”, особенно в сфере энергетики. Он объясняет, что экономическая интеграция проходит несколько стадий. Сначала создается зона свободной торговли, затем общий рынок, и только потом – единый рынок.
Митрахович отмечает, что соответствующие документы, касающиеся энергетического рынка, уже подписаны, однако процесс интеграции имеет свои сложности и “подводные камни”.
Российский эксперт объясняет, что энергетика – это стратегически чувствительная область, поэтому многие решения в рамках неё традиционно исключаются из экономической интеграции, либо это последний момент ее интеграции. В Европейском союзе, который вырос из Европейского экономического сообщества, уже давно существует экономическая интеграция, но даже там часть энергетической политики остаётся в компетенции национальных правительств.
Он приводит пример, как в ЕС пытаются ускорить этот процесс, чтобы Европейская комиссия утверждала контракты на импорт газа, но и там энергетические вопросы всё ещё в значительной степени остаются национальными.”Есть попытки ускорить эту интеграцию, чтобы Европейская комиссия утверждала контракты на импорт газа. Но даже в Европейском союзе энергетика по-прежнему преимущественно вопрос национальных государств и в меньшей степени вопрос кооперации внутри Европейского союза”, – говорит Станислав Митрахович.
ЕАЭС находится на более ранней стадии экономической интеграции, чем Евросоюз, поэтому здесь энергетические решения в большей степени остаются в руках суверенных государств.
“Есть спорные моменты до какой степени каждая из стран готова этим суверенитетом поделиться. Например, до какой степени Россия готова уступать Казахстану в вопросах условий транзита казахстанских углеводородов по ее территории?” – задается вопросом Митрахович.
Сегодня Казахстан экспортирует до 80% своей нефти через Каспийский трубопроводный консорциум, часть ее проходит через Россию на Балтику или через Беларусь в Германию по северной ветке нефтепровода “Дружба”. Вопрос в том, будут ли решения по транзиту зависеть от Москвы, или они перейдут к наднациональному органу, аналогичному Европейской комиссии.
“Сейчас трудно представить, чтобы президент Путин или президент Токаев отказались от части суверенитета в сфере энергетики, чтобы некий бюрократический орган власти, который бы состоял из представителей государств-членов, принимал решение по поводу этого транзита”, – замечает эксперт.
Например, в Москве можно купить белорусскую сметану, но белорусские компании не могут напрямую заключать договоры с “Газпромом”. Есть государственный посредник, который покупает газ и затем продает его внутри страны, объясняет Митрахович. Но он не исключает, что через 10 или 20 лет это может стать реальностью и зависит от дальнейшего хода интеграции.
“Если экономическая интеграция будет дальше идти, на каком-то этапе может так случиться. Мне кажется, что если такое случится, то попозже, чем в соответствии с теми планами, которые официально утверждены”, – предполагает он.
Не обходит стороной эксперт и вопросы, связанные с инвестициями и налоговой политикой. В качестве примера он приводит разницу в ценах на бензин.”В Казахстане бензин значительно дешевле, чем в России из-за различий в налогах. Было время, когда из Казахстана бензин пытались завозить в Россию в бензобаках, в канистрах, чтобы перепродать его дороже. В ответ на это правительство Казахстана ввело ограничения”, – вспоминает Митрахович.
Эксперт считает, что для полноценной интеграции может потребоваться унификация налоговых систем. Однако это сложная задача, поскольку это суверенное право каждого государства, говорит эксперт. Даже в Евросоюзе есть различия в налогах между странами, например, между Германией и Грецией.
“Все эти подводные камни осложняют процесс, но интеграция продолжается”, – подытожил Митрахович.
Минусы и плюсы от общего энергорынка
Рассуждая о минусах и плюсах создания общего энергорынка ЕАЭС, Петр Своик подчеркивает, что глобальный передел рынков энергоресурсов, связанный с введением новых правил, станет огромным вызовом для всех участников.
“Если брать общий минус для всех участников, то это мировой передел, это отмена прежних правил торговли энергоресурсами и ввод новых правил”, – отмечает Петр Своик.
Он уверен, что процесс будет болезненным и затронет как самих участников рынка, так и покупателей.
“Будут серьезные потери и потрясения. Некоторые покупатели просто исчезнут, будут меняться формы собственности. Это все будет очень долго”, – продолжает он.
По мнению Своика, все это будет происходить на фоне ухода от однополярного мира.
“Внутри ЕАЭС общий вызов такой, что Казахстану, Кыргызстану, Армении и Беларуси будет сложно отстаивать свой интерес перед доминирующим российским интересом. Вот это будет долго и трудно решаться”, – подчеркивает Своик.
Несмотря на сложные времена, эксперт видит и положительные стороны. По его мнению, после прохождения всех тяжелых потерь мир обретет новое, более перспективное качество.“Нынешняя глобальная система построена на достаточно бесцеремонном выдаивании ресурсов из всей глобальной периферии. Бывшее постсоветское пространство, в особенности Казахстан, классическая сырьевая и монетарная периферия”, – объясняет Своик.
По его словам, создание общих энергорынков в рамках ЕАЭС – это шаг к восстановлению евразийского суверенитета над собственными ресурсами.
Своик признает, что этот процесс вряд ли обойдется без коррупции и несправедливости, но считает, что будет достигнуто главное – избавление от нынешнего “бессовестного выдаивания”, который касается не только природных богатств, но и финансов и валюты.
“Мы по сути неоколония, поэтому выход на общие рынки означает совместную борьбу с колониальной эксплуатацией“, – подытоживает Своик.
Энергетический потенциал стран ЕАЭС
У каждой стран Евразийского экономического союза есть свои особенности в энергетическом секторе, однако все страны обладают значительным энергетическим потенциалом.
Россия является ведущей энергетической державой, имеющей огромные запасы нефти, природного газа и угля. Она является крупнейшим экспортером энергоносителей в регионе.
Казахстан занимает важное место в производстве и экспорте нефти, угля и природного газа. Страна также активно развивает проекты по использованию возобновляемых источников энергии, таких как солнечная и ветровая.
Беларусь хоть и не располагает значительными запасами нефти и газа, но обладает развитой энергетической инфраструктурой, в том числе атомной электростанцией, которая способствует снижению зависимости от импорта энергоносителей.
Армения и Кыргызстан сосредоточены на гидроэнергетике, что дает им возможность генерировать чистую энергию. Армения также обладает потенциалом в атомной энергетике, в то время как Кыргызстан является ключевым игроком в водных ресурсах для выработки электроэнергии.
По данным ЕЭК, в 2021 году страны ЕАЭС добыли 611,7 млн тонн нефти, что составляет 14,5% мировой добычи, обеспечивая союзу второе место в мире по этому показателю. Объем добычи газа составил 818,9 млрд кубометров – 20,3% от мировой доли, что также вывело ЕАЭС на второе место по добыче газа. Производство электроэнергии в регионе в 2021 году достигло 1 335,3 млрд кВт/ч, что составило 4,7% от мировой доли по выработке электроэнергии.
Внутри союза объемы торговли нефтью и нефтепродуктами в 2019 году составили 2 млн тонн нефтепродуктов и 18 млн тонн нефти. Основными поставщиками нефтепродукта в рамках Союза являются крупные российские нефтяные компании.